Описание
Рым-болты ГОСТ 4751-13 – специальное крепежное изделие, предназначенное для соединения деталей при монтажных работах, а также для подъема и транспортировки грузов большого веса. Метиз состоит из кольца с приваренным к нему металлическим резьбовым стержнем, благодаря которому его можно вкрутить в специально предназначенное для этого гнездо. Другие распространенные названия крепежа – болт с проушиной или кольцом.
Сфера применения
Простое устройство рым-болта и надежность получаемого соединения позволяет использовать метиз во многих областях промышленности, хотя изначально его предназначением считалось морское судоходство. Теперь его применяют еще:
- при погрузке и выгрузке тяжеловесного оборудования – промышленных станков, электродвигателей, паровых котлов, производственных аппаратов;
- в машино- и станкостроении;
- строительной отрасли;
- сельскохозяйственной и других сферах.
Стержень метиза вкручивают в резьбовое отверстие под рым-болт. Получается надежное крепление, способное выдерживать огромные нагрузки. В металлическую проушину вставляются тросы, крюки, цепи или канат. С их помощью можно поднимать такелаж либо другие тяжести, передвигать и манипулировать ими в нужном направлении.
Конструктивные особенности соответственно государственному стандарту
В предназначенном для регламентирования производства рым-болтов ГОСТе четко прописаны все условия, которым должны соответствовать изготовленные метизы. Они классифицируются по разным критериям:
- размеру проушины;
- диаметру резьбового стержня;
- виду крепления.
К производству болтов с проушиной предъявляются особо жесткие требования. Они должны изготавливаться в строгом соответствии с размерами, прописанными в государственном стандарте:
Номинальный диаметр резьбы | Диаметр буртика, мм | Внешний диаметр кольца, мм | Внутренний диаметр кольца, мм | Высота буртика, мм | Масса 1 шт., кг |
М8 | 8 | 36 | 20 | 6 | 0,05 |
М10 | 10 | 45 | 25 | 8 | 0,12 |
М12 | 12 | 54 | 30 | 10 | 0,19 |
М16 | 14 | 63 | 35 | 12 | 0,31 |
М20 | 16 | 72 | 40 | 14 | 0,5 |
М24 | 20 | 90 | 50 | 16 | 0,87 |
М30 | 24 | 108 | 60 | 18 | 1,58 |
М36 | 28 | 126 | 70 | 22 | 2,43 |
М42 | 32 | 144 | 80 | 25 | 3,72 |
М48 | 36 | 162 | 90 | 30 | 5,54 |
М56 | 40 | 180 | 100 | 34 | 8,09 |
М64 | 44 | 198 | 110 | 40 | 10,95 |
М72 х 6 | 52 | 234 | 130 | 45 | 18,54 |
М80 х 6 | 60 | 270 | 150 | 50 | 25,4 |
М100 х6 | 72 | 324 | 180 | 60 | 43,82 |
Конструкция должна не только соответствовать критериям, но и изготавливаться строго по чертежам, прорисованным в стандарте. Любое отклонение от нормы недопустимо, так же как наличие на изделиях сколов, лопин, надрезов резьбы стержня, заусенцев. Посадочное отверстие тоже должно быть без повреждений, а размер совпадать. Дополнительно обязательно контролируется твердость и надежность крепежа.
Технические требования
Болты с кольцом производят из углеродистой стали одной из двух марок – 20 либо 25. Это прочные материалы, которые отвечают самым высоким требованиям. Обязательно должен присутствовать сертификат компании-изготовителя, подтверждающий соответствие стали к необходимым маркам.
Производятся метизы методом штамповки или ковкой. Дополнительно изделия могут цинковать, чтобы защитить от коррозии.
Другие технические условия:
- уровень сложности – C3;
- класс точности – 2;
- заваривать или заделывать каким-то другим образом имеющиеся повреждения нельзя;
- разрешается оставлять лыску, которая образуется в результате устранения заусенцев на кольце, если размер изделия сохраняется в пределах допустимых норм;
- после изготовления с крепежей удаляются следы окалины;
- возможна всего 1 вторичная термообработка;
- на обработанной площади стержня не должно оставаться надрезов и сколов.
В дополнение готовые рым-болты проверяются на твердость. Показатели должны соответствовать определенным критериям, прописанным в ГОСТ.
Грузоподъемность
С учетом разных условий грузоподъемность рым-болтов меняется. Наибольшего уровня она достигается, когда стропы расположены строго по вертикальной осевой линии крепежа. При отклонении от нее грузоподъемность снижается, а смещение больше чем на угол 45° недопустимо, так как в таком случае может случиться авария, если головка-петля сорвется.
Допустимые значения грузоподъемности рым-болтов ГОСТ 4751-73:
Резьба М | Грузоподъемность одного болта при расположении строп: | ||
Вдоль вертикальной осевой линии, кг | Со смещением на 45° от поверхности петли, кг | Со смещением на 45° в области кольца, кг | |
8 | 120 | 40 | 80 |
10 | 200 | 65 | 125 |
12 | 300 | 90 | 175 |
16 | 550 | 125 | 250 |
20 | 850 | 150 | 325 |
24 | 1 250 | 250 | 500 |
30 | 2 000 | 350 | 700 |
36 | 3 000 | 500 | 1 000 |
42 | 4 000 | 650 | 1 300 |
48 | 5 000 | 800 | 1 650 |
56 | 6 200 | 1 000 | 2 000 |
64 | 7 500 | 1 250 | 2 500 |
72 х 6 | 10 000 | 1 750 | 3 500 |
80 х 6 | 14 000 | 2 250 | 4 500 |
100 х 6 | 20 000 | 3 250 | 6 500 |
Испытывая рым-болты, их нагружают вдвое больше, чем они должны выдерживать. Только при успешных пробах метизы допускаются к эксплуатации.
Правила приемки
До допущения к продаже компания-изготовитель в обязательном порядке проводит испытательные работы для исследования рым-болтов на совпадение с нужными критериями, прописанными в ГОСТ. Образцы изделий проверяются из партии одинакового размера, выполненных из стали одной марки, – до проведения механической обработки и после.
Если по какому-либо параметру получены результаты недостаточного качества, количество экспериментальных образцов увеличивают вдвое и проводят еще одно испытание. Конечный итог вторых проб уже считается верным и действительным для всей партии.
Методы проведения испытаний
Контроль качества рым-болтов ГОСТ 4751-73 начинается с внешнего исследования на наличие явных повреждений, иногда с применением лупы, увеличивающей видимость в 3 раза. Далее исследуют крепежи на соответствие требующимся характеристикам:
- Твердость опорной плоскости кольца – определяется по соответствующим стандартам.
- Отклонение от перпендикулярного угла оси резьбового стержня по отношению к проушине – анализируют с помощью специальных измерительных инструментов.
- Резьбовая нарезка – проверяется предельными калибрами.
- Растяжение – в течение 10 минут испытывают рым-болты с грузом. После его снятия крепеж должен оставаться целым, без трещин и надрывов. Для их поиска используют увеличительное стекло. Замеряют и анализируют параметры метиза перед и после проверки.
- Толщина слоя покрытия кольца – проверяется в соответствии с ГОСТ 9.302.
При выявлении малейшего несоответствия изделия не получают допуск к продаже и эксплуатации.
Маркировка
Крепежи маркируются штампованием. Артикул наносится на плоскость кольца. Включает в себя товарный знак компании-производителя и наименование метиза. Иногда условные обозначения просто указывают на бирке, относящейся к партии товара, без штамповки.
Пример артикула:
- Рым-болт М30 ГОСТ 4751-73.
Фасовка, хранение, транспортировка
Стандарт предусматривает также правила фасовки крепежных изделий этого вида. Они послойно укладываются в деревянные ящики, дно и стены которых застилаются промасленной упаковочной бумагой. Масса брутто ящика с метизами не должна превышать 60 кг.
У каждой партии должны быть сопроводительные документы, включающие:
- маркировку завода-изготовителя;
- количество изделий в партии;
- условное обозначение;
- итоги тестовых проверок.
Логотип компании-изготовителя, масса в кг также наносится на каждую упаковку с метизами.
Гнезда под рым-болты ГОСТ 4751-73
Отверстия обязательно должны соотноситься с самими метизами. Их конструктивные особенности и характеристики также прописаны регламентом:
- должны совпадать с чертежами в документе ГОСТ;
- не допускаются сорванные нити на резьбе;
- не должно быть подрезов, сколов и дефектов.
Опорная поверхность гнезда не должна быть меньше размером, чем опорная поверхность рым-болта.
Правила эксплуатации болтов с кольцом
Любое крепежное изделие, а рым-болты особенно, должно быть не только прочным, но и безопасным в использовании. Перед началом работы обязательно рекомендуется осматривать метиз на наличие повреждений – изношенные, погнутые кольцевые болты лучше выбросить. Всегда нужно обращать внимание на чистоту резьбы. Нельзя превышать допустимую грузоподъемность крепежей.
При условии грамотного использования рым-болты служат долго, они устойчивы к коррозии и удобны в эксплуатации.
Отзывы
Отзывов пока нет.